17.12.2021 17:03:28 (GMT+12)
В геополитическом смысле для России и Китая Евразийское пространство – территория, казалось бы, потенциального противодействия и конкуренции. Однако все чаще многие российские и китайские политологи и экономисты сходятся во мнении, что объединение стран Евразийского континента является наиболее предпочтительным и прагматичным сценарием развития, в котором именно экономические факторы определяют политический вектор, а не наоборот.
В текущий временной период Евразия это сложное, многокомпонентное пространство, в рамках которого функционируют региональные интеграционные структуры (АСЕАН, ЕАЭС, РВЭП), трансграничные экономические проекты (ЭПШП) и организации (ШОС, АТЭС, АСЕМ). Все это приводит к расколотости Евразийского континента, однако эти же элементы могут стать деталями новой системы – Большого Евразийского пространства (БЕП) по типу «виноградной грозди», вплетенной в единую «лозу» транспортных сетей.
Почему взаимодействие двух проектов важно? ЕАЭС, как и ЭПШП, в качестве приоритета рассматривает развитие транспортной инфраструктуры, формирование новых транзитных коридоров, рынков сбыта. С геополитической точки зрения, несмотря на существование конфликтного потенциала между проектами, его значение настолько мало, что он не сможет оказать существенного негативного влияния на реализацию двустороннего сотрудничества в среднесрочной перспективе.
Стоит особое внимание уделить состоянию современной международной обстановки в части, касающейся внешнеполитического курса стран Европы и Северной Америки, направленного на ослабление Китая и России, сдерживания их экономического развития и, что немаловажно, создания межгосударственных конфликтных обстоятельств. Рождение в сентябре этого года нового военного блока между США, Австралией и Великобританией для реализации интересов трех стран в Индо-Тихоокеанском регионе только подтверждает, что сидеть «сложа руки» и смотреть на дружбу «дракона» и «медведя» Запад не намерен.
Это понимают лидеры двух стран. Весной 2015 года Председатель Си Цзиньпин и Президент Владимир Путин подписали совместное заявление о сотрудничестве по сопряжению ЕАЭС и ЭПШП, которое стало «залогом укрепления региональной экономической интеграции и гарантировало поддержание мира и стабильности на евразийском пространстве». Совместные инвестиции в развитие транспортной инфраструктуры, создание зоны свободной торговли между КНР и ЕАЭС стали основой развития экономического сотрудничества в Евразии. Инициативы послужили фундаментом для мероприятий переговорного формата на различных уровнять межгосударственного взаимодействия.
Летом 2016 г. во время официального визита В. Путина в КНР главы двух стран заявили, что «Москва и Пекин готовы координировать свои стратегии развития Евразии и продвигать идею строительства евразийского всеобъемлющего партнерства, основанного на принципах открытости, транспарентности и учета взаимных интересов».
Позитивные тенденции прослеживаются и далее. В 2017 г. во время государственного визита Председателя С. Цзиньпина в Москву стороны объявили «о дальнейшем укреплении отношений в рамках всеобъемлющего партнерства и стратегического взаимодействия между Москвой и Пекином». Министерство коммерции КНР и Министерство экономического развития РФ подписали заявление о совместном технико-экономическом обосновании Соглашения о Евразийском экономическом партнерстве. Си Цзиньпин и Владимир Путин при этом поддерживают незыблемость «суверенного равенства и невмешательства во внутренние дела» и подтверждают основы «взаимного уважения выбранных путей развития».
Китай и Россия прикладывают максимум усилий к выработке путей взаимного сотрудничества в столь сложное время с учетом международной эпидемиологической обстановки. Многое сделано, но предстоит сделать в разы больше. Наконец, китайская инициатива Пояса и пути не выступает конкурентом проекту БЕП и не ведет к возникновению напряженности между Китаем и Россией. Действия политических лидеров двух государств показывают, что Пекин и Москва осознают риск возникновения геополитического соперничества, поэтому в совместных заявлениях последовательно указывается на приверженность выстраиванию взаимовыгодного сотрудничества, позволяющего совместно реализовывать интеграционные инициативы.
В первую очередь требуется расширение торгово-инвестиционного взаимодействия, включающее в себя оптимизацию структуры торговли и реализацию крупных совместных инвестиционных проектов. Необходимыми также представляются укрепление взаимосвязанности в сферах логистики и транспортной инфраструктуры, упрощение таможенных процедур, гармонизация и обеспечение взаимной совместимости правил и норм. Следует укреплять финансовое сотрудничество по линии международных институтов, содействовать увеличению расчетов в национальных валютах. Немаловажным остается создание благоприятной среды для роста и взаимодействия малых и средних предприятий Китая и России, играющих важную роль в развитии региональной экономики.
Серьезный потенциал для превращения в центральное звено процесса сопряжения по линии БЕП имеет Шанхайская организация сотрудничества (ШОС). Китай и государства – члены ЕАЭС одновременно являются участниками, наблюдателями и партнерами по диалогу ШОС. Организация в том или ином формате объединяет и другие региональные государства, заинтересованные в сотрудничестве.
За почти 20-летнюю историю существования ШОС наработала богатый опыт многостороннего взаимодействия в Евразии, который может быть использован в рамках реализации новых интеграционных инициатив.
Имеющийся положительный имидж ШОС открывает возможности для привлечения новых участников из АСЕАН и Ближнего Востока и расширения экономического взаимодействия в регионе, что является дополнительной гарантией поддержания социальной и политической стабильности.
Очевидно, что Китаю и России предначертано стать драйверами региональной интеграции на евразийском пространстве. Несмотря на то, что идея объединения обсуждается на самом высоком уровне уже 6 лет, исторический путь будущего континентального проекта только начался и зависеть он будет от сотрудничества, взаимопонимания и дружбы двух держав.
Искандер ХАКИМОВ.
В текущий временной период Евразия это сложное, многокомпонентное пространство, в рамках которого функционируют региональные интеграционные структуры (АСЕАН, ЕАЭС, РВЭП), трансграничные экономические проекты (ЭПШП) и организации (ШОС, АТЭС, АСЕМ). Все это приводит к расколотости Евразийского континента, однако эти же элементы могут стать деталями новой системы – Большого Евразийского пространства (БЕП) по типу «виноградной грозди», вплетенной в единую «лозу» транспортных сетей.
Почему взаимодействие двух проектов важно? ЕАЭС, как и ЭПШП, в качестве приоритета рассматривает развитие транспортной инфраструктуры, формирование новых транзитных коридоров, рынков сбыта. С геополитической точки зрения, несмотря на существование конфликтного потенциала между проектами, его значение настолько мало, что он не сможет оказать существенного негативного влияния на реализацию двустороннего сотрудничества в среднесрочной перспективе.
Стоит особое внимание уделить состоянию современной международной обстановки в части, касающейся внешнеполитического курса стран Европы и Северной Америки, направленного на ослабление Китая и России, сдерживания их экономического развития и, что немаловажно, создания межгосударственных конфликтных обстоятельств. Рождение в сентябре этого года нового военного блока между США, Австралией и Великобританией для реализации интересов трех стран в Индо-Тихоокеанском регионе только подтверждает, что сидеть «сложа руки» и смотреть на дружбу «дракона» и «медведя» Запад не намерен.
Это понимают лидеры двух стран. Весной 2015 года Председатель Си Цзиньпин и Президент Владимир Путин подписали совместное заявление о сотрудничестве по сопряжению ЕАЭС и ЭПШП, которое стало «залогом укрепления региональной экономической интеграции и гарантировало поддержание мира и стабильности на евразийском пространстве». Совместные инвестиции в развитие транспортной инфраструктуры, создание зоны свободной торговли между КНР и ЕАЭС стали основой развития экономического сотрудничества в Евразии. Инициативы послужили фундаментом для мероприятий переговорного формата на различных уровнять межгосударственного взаимодействия.
Летом 2016 г. во время официального визита В. Путина в КНР главы двух стран заявили, что «Москва и Пекин готовы координировать свои стратегии развития Евразии и продвигать идею строительства евразийского всеобъемлющего партнерства, основанного на принципах открытости, транспарентности и учета взаимных интересов».
Позитивные тенденции прослеживаются и далее. В 2017 г. во время государственного визита Председателя С. Цзиньпина в Москву стороны объявили «о дальнейшем укреплении отношений в рамках всеобъемлющего партнерства и стратегического взаимодействия между Москвой и Пекином». Министерство коммерции КНР и Министерство экономического развития РФ подписали заявление о совместном технико-экономическом обосновании Соглашения о Евразийском экономическом партнерстве. Си Цзиньпин и Владимир Путин при этом поддерживают незыблемость «суверенного равенства и невмешательства во внутренние дела» и подтверждают основы «взаимного уважения выбранных путей развития».
Китай и Россия прикладывают максимум усилий к выработке путей взаимного сотрудничества в столь сложное время с учетом международной эпидемиологической обстановки. Многое сделано, но предстоит сделать в разы больше. Наконец, китайская инициатива Пояса и пути не выступает конкурентом проекту БЕП и не ведет к возникновению напряженности между Китаем и Россией. Действия политических лидеров двух государств показывают, что Пекин и Москва осознают риск возникновения геополитического соперничества, поэтому в совместных заявлениях последовательно указывается на приверженность выстраиванию взаимовыгодного сотрудничества, позволяющего совместно реализовывать интеграционные инициативы.
В первую очередь требуется расширение торгово-инвестиционного взаимодействия, включающее в себя оптимизацию структуры торговли и реализацию крупных совместных инвестиционных проектов. Необходимыми также представляются укрепление взаимосвязанности в сферах логистики и транспортной инфраструктуры, упрощение таможенных процедур, гармонизация и обеспечение взаимной совместимости правил и норм. Следует укреплять финансовое сотрудничество по линии международных институтов, содействовать увеличению расчетов в национальных валютах. Немаловажным остается создание благоприятной среды для роста и взаимодействия малых и средних предприятий Китая и России, играющих важную роль в развитии региональной экономики.
Серьезный потенциал для превращения в центральное звено процесса сопряжения по линии БЕП имеет Шанхайская организация сотрудничества (ШОС). Китай и государства – члены ЕАЭС одновременно являются участниками, наблюдателями и партнерами по диалогу ШОС. Организация в том или ином формате объединяет и другие региональные государства, заинтересованные в сотрудничестве.
За почти 20-летнюю историю существования ШОС наработала богатый опыт многостороннего взаимодействия в Евразии, который может быть использован в рамках реализации новых интеграционных инициатив.
Имеющийся положительный имидж ШОС открывает возможности для привлечения новых участников из АСЕАН и Ближнего Востока и расширения экономического взаимодействия в регионе, что является дополнительной гарантией поддержания социальной и политической стабильности.
Очевидно, что Китаю и России предначертано стать драйверами региональной интеграции на евразийском пространстве. Несмотря на то, что идея объединения обсуждается на самом высоком уровне уже 6 лет, исторический путь будущего континентального проекта только начался и зависеть он будет от сотрудничества, взаимопонимания и дружбы двух держав.
Искандер ХАКИМОВ.